СТАТЬИ
О ТЕХНИКЕ ГОРНЫХ ЛЫЖ.
КОМАНДА VISIA.RU
ГОРНОЛЫЖНЫЕ КУРОРТЫ, СКЛОНЫ
КЛАССИФИКАЦИИ
О ПРОЕКТЕ

Выскажи свое мнение!
Где Вы собираетесь провести отдых на лыжах ?
  На российских горнолыжных курортах
  На горнолыжных курортах стран СНГ
  На европейских горнолыжных курортах
  На других горнолыжных курортах
  Я вообще провожу отпуск не в горах

( проголосовало 3467 человек )
График ответов
Посмотреть другие вопросы

КЛАССИФИКАЦИИ ПОВОРОТОВ

Во-первых, были выделены признаки, которые характеризуют собственно технику, а во-вторых, признаки, которые относятся скорее к уровню технического мастерства и/или стилю катания. В результате были выбраны семь признаков перечисленные ниже.

  • способ переноса веса тела или смещения центра масс лыжника (плавное, с лыжи на лыжу, импульсное, прыжком),
  • положение корпуса лыжника во время поворота (наклон корпуса, угловое положение),
  • способ ведения лыж в повороте ( с проскальзыванием, резаное),,
  • характер положения лыж в повороте (параллельные, непараллельные ),
  • характер сопряжения поворотов (сопряженные, несопряженные),
  • назначение поворотов (обычные, тормозящие),
  • характерные размеры дуг поворотов (короткие, средние, большого радиуса),

Конечно, можно, наверное, привести еще целый ряд признаков, по которым возможна классификация, но перечисленные выше, с моей точки зрения, достаточно исчерпывают весь арсенал элементов используемых в горных лыжах, в приложении к процессу обучения горнолыжников-любителей. Рассмотрим каждый из пунктов этого списка. Первые три пункта, собственно говоря, определяют технику поворотов, четвертый - уровень техники и последние три пункта - стиль спусков.

Способ переноса веса тела. Характеризует фазу входа в поворот. Перенос веса может осуществляться либо относительно плавно, как бы с одной лыжи на другую, либо относительно быстро, коротким импульсом, например, прыжком. Способ переноса веса, способствующего смещению центра тяжести, достаточно обобщенное понятие, и практически однозначно определяет возможные способы разгрузки и входа в поворот. Так, например, импульсное смещение предопределяет, как правило, разгрузку разгибанием. С другой стороны, плавный перенос, предопределяет закантованное положение, по крайней мере, внешней лыжи, с ранней фазы ведения дуги поворота.

Способ ведения лыж в повороте. Характеризует фазу ведения дуги поворота. Рассматриваем два основных способа ведения лыж: с проскальзыванием (иногда говорят на плоско поставленных лыжах) и без проскальзывания (резаное) Способ ведения лыж во многом определяется способом переноса веса тела. Плавное смещение, как было сказано, выше способствует ранней закантовке и ведению дуги без проскальзывания.

Положение корпуса лыжника во время поворота. Существует два основных положения корпуса лыжника, наклон всего корпуса в сторону центра дуги поворота, при этом плечи лыжника развернуты по направлению движения лыж и перпендикулярны траектории их движения, и наклон корпуса в сторону центра дуги поворота с выраженным угловым положением в тазобедренных суставах. При этом плечи горнолыжника расположены под углом, отличном от 90 градусов, к траектории движения лыж и направлены наружу дуги поворота.

Характер положения лыж в повороте (параллельные, непараллельные). Здесь не требуется каких-либо комментариев. Параллельные лыжи - положение, когда продольные оси лыж параллельны. При этом не суть важно, закантованы или нет лыжи, проскальзывают или режут склон без проскальзывания. Параллельное положение - основной принцип положения лыж в горнолыжных поворотах, за исключением поворотов основанных на технике упора.

Характер сопряжения поворотов. Характеризует длительность перехода между двумя последовательными поворотами. Сопряженные повороты – малая длительность, след одного поворота плавно переходит в след следующего поворота. Несопряженные повороты – между двумя поворотами существует фаза прямого или косого траверса.

Назначение поворотов. Также рассматриваем два типа. Обычные – скользящие и тормозящие (контролирующие) повороты. К тормозящим, отнесем повороты, целью которых является быстрое снижение скорости спуска или жесткий контроль скорости. К обычным - все остальные повороты.

Характерный радиус дуги поворота. Характеризует заданный ритм или частоту поворотов. Выделяют три вида: короткие повороты (слалом), повороты среднего радиуса (слалом, слалом-гигант) и повороты большого радиуса (слалом-гигант, супер-гигант). Четкого разделения нет, тем не менее, возьмем следующую градацию: короткие, радиус меньше 10 м, средние, радиус 10 – 20 м., большие, радиус больше 20 м.

В таблице 1 приведены основные типы горнолыжных поворотов программы обучения, классифицированные по перечисленным признакам и сгруппированные по классам обучения любителей. Плюс (+) – означает соответствие этому признаку классификации. Нетрудно заметить направления прогрессии в горнолыжной технике при последовательном продвижении по классам обучения. Также можно проследить хорошее соответствие с основными навыками, которые необходимо развивать при последовательном обучении. Имеются в виду: стойка и равновесие (баланс), координация, вращение, закантовка и контроль давления.

Кроме того, немаловажно, что каждый класс начинается с поворотов с признаками – тормозящие. Это объяснятся тем, что каждый класс подразумевает овладение элементами техники, которые с успехом могут применяться при более сложных условиях (крутизна, ограниченность пространства и т.п.), что определяет необходимость умения контролировать скорость спуска в этих условиях.

Таблица 1 Соответствие поворотов признакам классификации и классам обучения

Поворот Пере-нос Резан-ое Угло-вое Парал-лельные Сопря-женные Сколь-зяшие КСБ Класс
Плуг + - - - - - -++ I
Упор + - - - - - -++
Шаг-поворот + - - + + + -++
Годиль-бракаж - - + + + - +-- II
Основной поворот - - + + + + -++
Годиль - - + + + + +--
Годиль-тормож - - + + + - +-- III
Коньковый + + + + + + ++-
Резаный + + -+ + + +- +++


Теперь некоторые комментарии к Таблице 1
Повороты первого класса характеризуются тем, что основной упор ( и это естественно ) делается на отработке навыков правильной стойки и равновесия (баланса), а также навыков общей координации в процессе поворота. Результат достигается выполнением элементов, в процессе которых необходимо изменять положение центра масс лыжника относительно лыж, а также координировать работу отдельных частей тела при выполнении поворота. При этом значительная часть поворотов и их отдельных элементов относятся к контролирующим скорость спуска.

Основной упор в поворотах второго класса делается на дальнейшем развитии навыков баланса и координации в более сложных и разнообразных условиях, а также приобретении навыков вращения, закантовки и контроля давления, т.е. навыков эффективного управления.

Повороты третьего класса позволяют еще дальше совершенствовать полученные ранее навыки в любых условиях и/или на предельных скоростях спусков.

Отдельно хотелось бы остановиться на резаных поворотах в современном понимании этого термина, т.е. карвинговых поворотах. Как видно из таблицы, с точки зрения классификации, современный резаный поворот является прямой эволюцией предыдущих поворотов, включающий в себя наиболее эффективные элементы поддержания баланса и управления, в также элементы наиболее естественной координации движений.


Евгений Стрижов (2004)


ССЫЛКИ









Одежда для горных  лыж и сноуборда

Copyright © 2004-2024, VISIA
По всем вопросам обращайтесь по e-mail: admin@visia.ru Rambler's Top100 Skinet