СТАТЬИ
О ТЕХНИКЕ ГОРНЫХ ЛЫЖ.
КОМАНДА VISIA.RU
ГОРНОЛЫЖНЫЕ КУРОРТЫ, СКЛОНЫ
КЛАССИФИКАЦИИ
О ПРОЕКТЕ

Выскажи свое мнение!
Где Вы собираетесь провести отдых на лыжах ?
  На российских горнолыжных курортах
  На горнолыжных курортах стран СНГ
  На европейских горнолыжных курортах
  На других горнолыжных курортах
  Я вообще провожу отпуск не в горах

( проголосовало 3469 человек )
График ответов
Посмотреть другие вопросы



СКОЛЬЖЕНИЕ - ОСНОВА ТЕХНИКИ.

Е. Стрижов

Горнолыжный спорт – это спорт, основанный, в первую очередь, на скольжении. Поэтому умение скользить на лыжах можно смело отнести к одному из главных умений горнолыжной техники. В основе скольжения лежат основные горнолыжные навыки, такие, как равновесие, координация, закантовка, развитие которых, начинается с первых шагов. То же самое можно сказать и о скольжении, умении, которое постоянно требует своего совершенствования.

К сожалению, не так часто на склонах можно встретить лыжников-любителей, которые владеют этим умением. И хотя, глядя со стороны можно сказать, что все лыжники скользят на лыжах, однако скользить они могут совершенно по-разному. Так в чем же заключается суть умения скользить на лыжах ?

Коротко это можно сформулировать так. Скольжение – это умение управлять скоростью и траекторией своего движения без потери контроля и управляемости, таким образом, чтобы создавать только требуемый эффект торможения лыж, при спусках на разной скорости по склонам с различным рельефом и состоянием снега. Говоря о скольжении, мы не имеем в виду улучшения скольжения за счет использования разного рода мазей или улучшения структуры скользящей поверхности. В этой статье будут рассматриваться общие вопросы о том, какие виды скольжения существуют в горных лыжах.

Для начала рассмотрим виды скольжения на лыжах, которые имеют место быть в горнолыжной технике. Следует выделить два основных вида, которые принято разделять, несмотря на то, что разница между ними не столь существенна, как может показаться на первый взгляд. К первому, и самому распространенному, относится скольжение, при котором движение лыж в повороте происходит с боковым сносом всей лыжи, пятки лыжи относительно носка или, наоборот, носка лыжи относительно пятки. Такой вид скольжения принято называть скольжением с проскальзыванием. Ко второму виду относится скольжение, когда лыжа как бы движется вдоль кривой контакта канта лыжи со снегом, радиус которой зависит от геометрии лыжи и угла наклона лыжи относительно склона (угла закантовки) и степени прогиба лыжи. Такой вид скольжения принято называть резаным.

Между тем, следует сразу заметить, что как в первом, так и во втором случае, движение лыжи по дуге происходит с обязательным сдвигом в поперечном направлении. И отличие резаного скольжения от скольжения с проскальзыванием заключается только в величине этого поперечного сдвига и характере взаимодействия лыжи с поверхностью склона. Т.е. можно сказать, что резаное скольжение – это такой вид скольжения, при котором величина поперечного сдвига незначительна. Это возможно только тогда, когда в процессе движения лыжи под ней успевает сформироваться опора, которая препятствует дальнейшему сдвигу лыжи. Результатом этого является то, что лыжа начинает скользить вдоль сформировавшейся опоры, оставляя на снегу четкий след. Для определенности можно ввести понятие незначительности сдвига. Определив этот сдвиг, например, как половину ширины лыжи. В численном выражении это порядка 3-5 см. В отличие от резаного скольжения, при скольжении с проскальзыванием, величина поперечного сдвига существенна, по той причине, что опора под лыжей не успевает сформироваться, либо давление на лыжу таково, что оно разрушает эту опору. Учитывая введенное понятие незначительности сдвига, существенным будем считать сдвиг, который по своей величине более половины ширины лыжи.

В статье А.Гая «Горные лыжи: следы на снегу» (http://expertski.ru/2010/02/14/gornye-lyzhi-sledy-na-snegu/) дается классификация следов, оставляемых на склоне лыжами. Поскольку оставляемые следы являются прямым следствием того, как скользил лыжник, возьмем в качестве основы приведенную классификацию, сделав необходимое уточнение в соответствии с вопросами, которые будут рассмотрены в настоящей статье. В статье А.Гая выделены следующие типы следов:

  • след плоского (или почти плоского) ведения лыж,
  • резаный след,
  • полурезаный след, или резаный с продавливанием,
  • след сноса лыжи,
  • след срыва лыжи.

Учитывая то, что резаный след и резаный с продавливанием обладают общими признаками, а именно, создаются таким режимом скольжения, при котором формируется опора, не разрушаемая в процессе скольжения, объединим их в один вид, а именно: скольжение с контролируемым сдвигом.

След, оставляемый при почти плоском ведении лыж, а также след, оставляемый при сносе лыж, также объединены в один вид скольжения: скольжение с контролируемым сносом (проскальзыванием). Основанием для такого объединения является то, что в процессе такого скольжения создается режим, когда под лыжей не успевает сформироваться опора, достаточная для того, чтобы исключить сдвиг лыж, но достаточная, чтобы обеспечить контролируемое вращение лыж в повороте. Далее, выделим еще один вид скольжения: скольжение с неконтролируемым сдвигом, сносом (срыв). Этот вид скольжения характеризуется тем, что в процессе скольжения возникают условия, при которых реакции опоры недостаточно, чтобы предотвратить неконтролируемое смещение лыж, либо опора разрушается вследствие значительных динамических нагрузок, возникающих в повороте.

И, наконец, еще один вид скольжения, который в данной статье не рассматривается: скольжение на плоских лыжах, т.е. скольжение, при котором лыжа полностью прилегает к склону своей скользящей поверхностью.

Таким образом, определились следующие виды скольжения:

  • скольжение на плоских лыжах (в настоящей статье, не рассматривается),
  • скольжение с контролируемым сносом (скольжение с проскальзыванием),
  • скольжение с контролируемым сдвигом (резаное скольжение),
  • скольжение с неконтролируемым сдвигом, сносом (срыв).

Следует отметить, что, при любом виде скольжения в повороте, всегда существует некоторый угол разворота продольной оси лыжи относительно направления вектора движения самих лыж. Этот угол разворота реализуется либо непосредственным разворотом лыж (повороты с контролируемым сносом), либо за счет изгиба лыжи (повороты с контролируемым сдвигом), либо комбинацией первого и второго способа. В книге Р.Лемастера «На кантах» такой угол назван «углом руления»

Скольжение с контролируемым сносом
(скольжение с проскальзыванием).

Выше мы определили, что скольжение с контролируемым сносом – это такое скольжение, при котором под лыжей не успевает сформироваться опора, достаточная для того, чтобы исключить сдвиг лыж, но достаточная, чтобы обеспечить контролируемое вращение лыж в повороте. Скольжение с контролируемым сносом или скольжение с проскальзыванием - наиболее распространенный вид скольжения, который может применяться на склонах различной крутизны и практически на любом снежном покрытии.

Этот вид скольжения используется как начинающими лыжниками, так и спортсменами самого высокого уровня. Элементарный поворот на лыжах - плуг, повороты на параллельных лыжах в исполнении лыжников-любителей и самый совершенный слаломный поворот, все они, в той или иной степени, построены на скольжении с контролируемым сносом. Поэтому необходимо уделять самое пристальное внимание совершенствованию навыков такого вида скольжения. Безусловно, уровень владения скольжением с контролируемым сносом, демонстрируемый спортсменами значительно выше, чем уровень любителей, но такой высокий уровень, может быть, достигнут только благодаря постоянным и настойчивым тренировкам.

Характер скольжения с контролируемым сносом может сильно изменяться в зависимости от стойки лыжника, положения его лыж и его движений. В процессе скольжения с контролируемым сносом лыжи перемещаются поступательно вперед и одновременно вращаются относительно оси, расположенной перпендикулярно скользящей поверхности лыж. В зависимости от положения этой оси, вращение осуществляется относительно передней, средней или задней частей лыж. Положение же оси вращения, в зависимости от части поворота, регулируется изменением положения лыжника (его стойки) относительно лыж, а также его движениями, выполняемыми в процессе поворота. Так, например, смещение корпуса вперед в начале поворота смещает ось вращения также вперед и вызывает вращение задней части лыж относительно носков лыж. Увеличение давления на заднюю часть закантованной лыжи в конце предыдущего поворота, при смене поворота, т.е. в начале следующего, вызывает вращение носков относительно пяток лыж. В тоже время увеличение давления на незакантованную лыжу в завершающей фазе поворота усиливает вращение пяток относительно носков. Если лыжник находится в центральной стойке, то вращение лыж может осуществляться относительно центра лыж.

Таким образом, говоря о проскальзывании в поворотах как о контролируемом сносе, следует всегда понимать, что оно связано с вращением лыж относительно некоторой оси, которая проходит через ту или иную часть лыж. Само же вращение лыж есть результат действия, либо моментов сил, действующих на лыжи со стороны склона и со стороны лыжника, либо вращательных импульсов, передаваемых на лыжи, благодаря движениям лыжника, например, вращением стоп. На рисунке ниже изображены три вида возможных проскальзываний, типичных для современных горнолыжных поворотов.

Проскальзывания

Следует заметить, что не все виды проскальзываний могут одинаково успешно применяться в любой части поворота. Это связано с тем, что лыжник движется по наклонной поверхности, таким образом, он всегда обладает составляющей скорости, которая направлена вниз. Поэтому, наиболее эффективными являются проскальзывания, направления вращения которых совпадают с поступательным направлением движения центра тяжести лыжника. Так например, если в первой части поворота (до линии ската) могут одинаково успешно применяться все виды проскальзывания, то во второй, после пересечения линии ската, проскальзывание относительно пяток лыжи невозможно до тех пор, пока не произойдет смены поворота. Т.е. до тех пор, пока не возникнет необходимости вращения лыж в другую сторону. Также, во второй части поворота существенные ограничения накладываются и на вращение лыж относительно центра. Оно возможно только одновременно с параллельным сносом лыж вдоль линии ската, что приведет к значительному торможению и возможному срыву скольжения.

Особо следует отметить повороты с контролируемым сносом, в которых происходит параллельный снос лыж. В этом случае, начальный разворот (вращение) лыж происходит за счет вращательных импульсов, создаваемых какими-либо движениями лыжника, с последующим удержанием угла разворота в течение необходимого времени. Наиболее типичными с этой точки зрения являются повороты бракажем, т.е. разворотом ступней, используемые для торможения, или повороты с использованием дрейфа в спортивной технике. Примеры такого скольжения приведены на рисунке ниже.


Параллельный снос

Скольжение с контролируемым сдвигом
(резаное скольжение).

Скольжение с контролируемым сдвигом – это такое скольжение, при котором успевает сформироваться опора, не разрушаемая в процессе скольжения. Скольжение с контролируемым сдвигом или резаное скольжение - вид скольжения, который применяется в поворотах, в настоящий момент принятых называть карвинговыми. След от такого скольжения имеет незначительную ширину, определяемую величиной сдвига снежного покрова в процессе движения лыжника и, как мы определили выше, не превышает половины ширины лыжи. Формирование следа происходит за счет частичного сдвига, скола и уплотнения снега под скользящей поверхностью лыжи таким образом, что образуется ступенька (канавка), препятствующая дальнейшему смещению лыж в поперечном направлении. В результате чего лыжи начинают двигаться вдоль образовавшейся канавки. Возможности создания такого режима способствует и современная геометрия лыж, которая позволяет при уже незначительных углах закантовки получить существенные углы расхождения направления продольной оси лыжи и направления режущей кромки лыжи (канта), примыкающей к снежному покрытию. Таким образом, современные лыжи изначально имеют не нулевой угол руления, который увеличивается при увеличении угла закантовки лыж, обеспечивая тем самым уменьшение радиуса дуги скольжения. На рисунке ниже, показан принцип формирования канавки и изменения угла руления лыж при увеличении угла закантовки.

Формирование канавки и угол руления

При скольжении с контролируемым сдвигом смещение и/или вращение лыжи при формировании канавки всегда происходит наружу поворота. Формирование канавки может происходить за счет передней, средней или задний частей лыж. Какая именно часть лыжи ответственна за этот процесс, зависит от положения лыжника относительно лыж. Так, например, при смещении корпуса лыжника вперед относительно лыж основную роль в формировании канавки будет играть передняя часть лыжи, при центральной стойке – средняя часть, а при смещении центра тяжести назад – задняя часть лыжи. Эффективность управления скольжением достаточно сильно зависит от того, какая часть лыжи несет основную нагрузку по формированию канавки. При этом следует учитывать, что эффективность также серьезно зависит от скорости, на которой выполняется поворот. Кроме того, как и при скольжении с контролируемым сносом, в разных фазах поворота наиболее эффективным может являться скольжение, при котором за формирование канавки ответственны разные части лыжи. Известно, например, что в начале поворота не стоит злоупотреблять скольжением на кантах в задней стойке, в то время как в конце поворота излишняя загрузка носков лыж может привести к «запиранию» кантов и/или срыву задников лыж. На рисунке ниже показано формирование канавки за счет передней, средней и задней частей лыж.

Формирование канавки

В заключение, следует также заметить, что радиус поворота также зависит от того, за счет какой части лыжи формируется канавка, так как разные части лыж имеют разную жесткость на изгиб, и, соответственно, могут более или менее эффективно влиять на формирование не разрушаемой опоры.

Скольжение с неконтролируемым сдвигом, сносом
(срыв).

Скольжение с неконтролируемым сдвигом, сносом - такой вид скольжения, в процессе которого возникают условия, при которых реакции опоры недостаточно, чтобы предотвратить неконтролируемое смещение лыж, либо опора разрушается вследствие значительных динамических нагрузок, возникающих в повороте. Само понятие «неконтролируемый» говорит о том, что в процессе скольжения возникает фаза, в течение которой лыжник не в состоянии мгновенно прекратить этот процесс до тех пор, пока не возникнет условий, при которых дальнейшее скольжение может происходить одним из двух описанных выше видов.

Срыв

Такой срыв может быть вызван целым рядом факторов, как зависящих, так и не зависящих от лыжника. В первом случае речь идет о срыве, как правило, вследствие больших динамических нагрузок, которые возникают на большой скорости, например, при скоростном спуске или в супергиганте. Такое скольжение продолжается до тех пор, пока соответствующая составляющая скорости лыжника (как правило, поперечная) не уменьшится до некоторой величины, при которой возможен процесс врезания лыжи в склон и формирования канавки, способной удержать лыжи от дальнейшего сноса. Такое скольжение является оправданным, так как в противном случае, даже если бы лыжник попытался удержать лыжи на кантах, он физически не смог бы противостоять силам инерции и действующим моментам, возникающим при большой скорости движения. Кроме того, подобный вид скольжения может возникать и в поворотах слалома-гиганта, в тех случаях, когда невозможно выписать «чистую» дугу в первой части поворота. Во втором случае, неконтролируемый срыв, снос, как правило, является следствием либо ошибочных действий лыжника, либо несбалансированностью его действий и движений в течение поворота. Примером такого срыва может служить срыв скольжения на линии ската или во второй половине поворота, или так называемая «трещотка». «Трещотка» возникает либо в результате чрезмерного давления создаваемого лыжником при недостаточности площади опоры, либо чрезмерного вращательного импульса, передаваемого на лыжи, вследствие чего лыжи не могут удержаться в сформированной канавке.

Использование разных видов скольжения в поворотах.

Все описанные выше виды скольжения используются в современной технике горных лыж. Горнолыжный поворот может строиться как на одном, так и на нескольких видах скольжения. Так, например, довольно типичным является поворот, в котором первая часть поворота ведется с контролируемым сносом (проскальзыванием), а вторая, после линии ската, с контролируемым сдвигом (резаная). К таким поворотам относятся короткие повороты на крутых склонах или повороты с использованием дрейфа. Да и типичный слаломный поворот построен также на разных видах скольжения. Кроме того, даже если в повороте используется один вид скольжения, это не означает, что весь поворот ведется в застывшей и закостеневшей позе. В процессе поворота всегда происходит перераспределение давления, как между лыжами, так и в продольном направлении, вдоль лыж. А это означает, что в разных фазах поворота рабочими являются разные части лыж, а стало быть, и характер скольжения в течение ведения дуги не только может, но и должен меняться.

В качестве примеров рассмотрим несколько простых, но типичных горнолыжных поворотов. Для начала, один из самых простых и типичных – поворот упором. Как известно, поворот упором относится к поворотам с контролируемым сносом (проскальзыванием) и выполняется на слабо закантованных лыжах. Т.е. поворот упором относится к поворотам с одним видом скольжения (контролируемым сносом). Небольшой угол закантовки как раз и необходим для того, чтобы в процессе скольжения не успевала сформироваться опора, которая препятствовала бы лыжам совершать вращение вокруг некоторой оси. Но уже здесь мы можем наблюдать различие в скольжении в первой половине поворота. В то время как внешняя лыжа проскальзывает наружу поворота, вращаясь относительно оси, проходящей через ее переднюю часть, внутренняя лыжа проскальзывает внутрь поворота, вращаясь относительно оси, проходящей через заднюю часть лыжи. Такая ситуация наблюдается вплоть до линии ската, после которой обе лыжи совершают вращение наружу поворота, т.е. вокруг оси проходящей через переднюю часть лыжи.

Один вид  проскальзываний

Прогрессией поворота упором является поворот упором с резаным скольжением внешней лыжи. В этом повороте присутствует два вида скольжения: внешняя лыжа скользит с контролируемым сдвигом, в то время, как внутренняя - с контролируемым сносом. При этом, в скольжении внешней лыжи в первой половине поворота работает передняя часть, а во второй – средняя часть лыжи, и сдвиг снега и лыжи происходит наружу поворота. Внутренняя же лыжа в первой половине проскальзывает внутрь поворота, разворачиваясь относительно пятки, а после линии ската проскальзывание или сдвиг осуществляются наружу поворота.

Разные виды  проскальзываний

Аналогичную ситуацию, т.е. изменение вида скольжения в течение одного поворота, можно увидеть и в других горнолыжных поворотах. Ниже сделана подборка кинограмм, демонстрирующих разные виды скольжения.

Разные виды  скольжений

Разные виды  скольжений

Разные виды  скольжений

Заключение.

В заключение следует еще раз сказать, что скольжение, умение скользить на лыжах - это одно из сложных и главных умений в горнолыжном спорте. Тот, кто хочет в совершенстве овладеть техникой лыж и комфортно чувствовать себя на любом склоне и в любых условиях, должен стремиться разнообразить свою технику. И уметь подстраивать и изменять ее в зависимости от крутизны склона, состояния снежного покрова, возникающей ситуации и других факторов, которые могут иметь место при катании на горных лыжах.

P.S. Кинограммы предоставлены П.Тугариновой

Март 2010


ССЫЛКИ









Одежда для горных  лыж и сноуборда

Copyright © 2004-2025, VISIA
По всем вопросам обращайтесь по e-mail: admin@visia.ru Rambler's Top100 Skinet