|
Начинающему слаломисту. 10 простых правил.
«Киса, я хочу вас спросить, как художник — художника: вы рисовать умеете?» Я – такой же начинающий любитель походить по вешкам, как и вы. Сначала просто с удовольствием каталась на горных лыжах, затем возник первый интерес попробовать пройти трассу, потом – попытка сделать это и понимание, что получается не очень (то есть вообще ничего не получается!), а дальше – жгучее желание научиться и тренировки, тренировки, тренировки. Сейчас что-то получается, что-то не очень, но я не останавливаюсь и иду вперед, пусть и небольшими шажками. И, конечно же, надеюсь, что мой опыт может быть полезен тем, кто, как и я когда-то, делает первые шаги в приручении вешек. Итак, у вас есть щитки на голени, защита на палках, дуга на шлем и огромное желание попробовать пройти по трассе, но вы не знаете, с чего начать. Надеюсь, что данная статья поможет вам в первых шагах на трассе слалома. Правило № 1 . О траектории. По большому счету, цель на трассе – повернуть там, где надо, как надо и при этом с наименьшими потерями скорости. «Где надо» – это оптимальная траектория движения вас и ваших лыж на трассе. «Как надо» – это действия, которые необходимо вам выполнить в определенный момент времени с определенной интенсивностью, чтобы проехать по задуманному пути. «Наименьшие потери скорости» – это чистота скольжения при правильной траектории движения вас и ваших лыж. Но начинать надо с понимания того, что означает «правильная траектория». Об остальном – позже. Правильная траектория – это тот путь, который должны проделать вы и ваши лыжи, чтобы проехать по оптимальному и наиболее быстрому в данных условиях пути. Где перекантовка, где вершина поворота (когда носки лыж смотрят вниз по склону), как выйти из поворота после вешки – «выше» или «ниже», насколько сильно «запустить лыжи вбок» после вешки – все это и есть правильная траектория. И хотя оптимальная траектория, конечно же, определяется тем, как именно расставлены вешки (т.н. конфигурацией трассы), а также вашим опытом, ключевыми точками траектории являются не вешки.
Итак, что важно знать?
Правило № 2. О чистоте скольжения и о том, где надо сбрасывать, если надо сбросить. Траектория движения понятна, и следующий шаг – понимание того, что чем меньше будет проскальзывания в повороте, тем быстрее вы проедете трассу. Разница на склоне средней крутизны длинной, предположим, 400 метров, на несложной любительской трассе может достигать 7-10 секунд. А значит, нужно стараться как можно большую часть поворота ехать на кантах, резать, чисто сопрягать дуги. Именно чистое скольжение на кантах – цель, к которой надо стремиться начинающему слаломисту, чтобы пройти трассу быстрее.
Тем не менее, иногда чисто проехать не удается и приходится сбрасывать скорость, давая пяткам
лыж проскальзывать. Как это сделать, чтобы все-таки пройти трассу с наименьшими в данных
условиях потерями скорости?
Правило № 3. Вешка – не для того, чтобы бить. Больше всего начинающему слаломисту мешает именно чрезмерная фиксация внимания на вешке. И хотя момент прохождения флага – наиболее активная часть поворота, в тоже время вешка сама по себе не требует никаких специальных действий, кроме как поставить руку для ее блокировки. При правильной траектории и сделанных вовремя действиях вешка сама окажется на вашем пути. И тем не менее, о некоторых моментах нужно упомянуть:
Правило № 4. Лыжи снаружи, тело – внутри. Или о том, что надо сгибать и разгибать ноги и делать это вовремя.
Если смотреть прохождение спортсменами трасс слалома, то видно, что в момент контакта с
вешкой почти весь корпус лыжника находится внутри т.н. коридора из вешек:
Это означает, что лыжи движутся по одной, более широкой траектории, а корпус, центр тяжести лыжника (ЦТ) по другой – лыжи объезжают вокруг вешек, а корпус движется внутри, в т.н. коридоре вешек.
Зачем это нужно? Во-первых, для того, чтобы путь, пройденный ЦТ лыжника, был короче, а
значит, быстрее. И, во-вторых, чтобы создать большие углы закантовки лыж и заставить их ехать
не по заложенному в них радиусу, а повернуть круче. Если изобразить схематично траектории
движения ЦТ лыжника и его лыж, то это будет выглядеть примерно так:
Как этого достичь? Важное уточнение – то, с какой амплитудой, в какой момент времени и с какой скоростью вы будете делать перечисленные ниже технические приемы, сильно зависит от конфигурации трассы, скорости и того, как именно вы прошли предыдущие ворота. Но, в общем и целом, принципы следующие.
Помните, что между поворотами ноги должны быть согнуты таким образом, чтобы между
голенью (часть ноги от пятки до колена) и бедром (часть ноги от колена до тела) был почти
прямой угол, примерно как на этом фото:
Из этого положения начинается новый поворот – внешняя нога распрямляется, корпус при этом идет не вверх над лыжами, а уходит внутрь поворота, вперед и вниз по склону. Поскольку внутренняя нога, одновременно с распрямлением внешней ноги, тоже немного распрямляется, как только внешняя почти полностью распрямилась, начинайте сгибать внутреннюю ногу (следите за распределением веса по лыжам, не завалитесь на внутреннюю лыжу!). Это самая активная часть поворота – угол закантовки лыж стремительно увеличивается, давление лыж на склон тоже, радиус дуги, по которому едут лыжи, уменьшается. И непосредственно перед самим моментом блокировки вешки (или как раз в момент блокировки вешки – зависит от конфигурации трассы), а он как раз и происходит в завершающей части активной фазы поворота, внешняя нога почти полностью распрямлена и удерживается «жесткой», а внутренняя нога – согнута настолько, насколько возможно.
И тут же начинайте слитным движением коленей вперед и к склону заводить лыжи круче за
вешку, удерживая плечи, смотрящими на следующую вешку (см. рис. 2). А поскольку внутренняя
лыжа едет выше по склону и по меньшему радиусу, то после прохождения вешки, особенно в
закрытых поворотах, внутренняя лыжа оказывается впереди внешней. А значит следующий шаг –
сгибание внешней ноги (внутренняя и так сильно согнута) с одновременным подведением ее к
внутренней, таким образом, чтобы к концу поворота и моменту двух раскантованных лыж опять
оказаться в положении двух сильно согнутых ног:
И еще несколько важных аспектов про внешнюю ногу:
Правило № 5. После вешки – лыжи вбок, а корпус вниз.
Если после прохождения вешки лыжи продолжают доезжать дугу, то корпус уже должен
устремляться в новый поворот. Это означает, что начиная с момента блокировки вешки нельзя
давать корпусу ехать за лыжами – удерживайте корпус смотрящим в направлении следующего
поворота, следите за тем, чтобы, начиная с этого момента, плечи были направлены не туда же,
куда и носки лыж, а в сторону вершины следующего поворота:
Кроме этого, после прохождения вешки нельзя оставаться наклоненным внутрь поворота – на жестком покрытии и при увеличении скорости это приведет к «стаскиванию» вниз и опозданию в следующий поворот. Сгибайте внешнюю ногу (внутренняя и так должна быть сильно согнута), удерживайте плечи в нужном направлении и если все сделаете правильно и во время, то получится примерно то, что на рис.8. Правило № 6. Внутренняя лыжа – не забывайте про нее. Несмотря на то, что в активной части поворота основная часть веса и давления приходится на внешнюю лыжу, работа внутренней ноги играет большую роль в завершающей части поворота, от линии ската и до выхода из поворота. Внутренняя лыжа, находясь выше по склону, идет по меньшему, чем внешняя лыжа, радиусу. Поэтому во многом именно работа внутренней ноги позволяет лыжам зайти круче под вешку и создать условия, чтобы сразу же после блокировки вешки корпус ушел в новый поворот. Это означает, что нужно активнее работать внутренней лыжей – следите за тем, чтобы она не шла плоской, а была так же закантована. Непосредственно перед атакой вешки подайте голень внутренней ноги слитным движением вперед и к склону, встречайте вешку сначала палкой внешней руки и сразу же – щитком внутренней ноги. При этом следите, чтобы не «завалиться» на внутреннюю лыжу, не «подсесть» на нее, не «потерять» внешнюю, опорную лыжу (см. рис. 10). Правило № 7. Помните об уколах или удар щитка о вешку – сигнал начала укола палкой. Помните об уколах палками – это поможет корпусу стабилизироваться, поймать ритм трассы, успеть в поворот, если начинаете «опаздывать». Фактически выведение внешней руки для блокировки вешки сразу же после прохождения вешки переходит в укол, помогая корпусу выходить из уже завершающегося поворота и начинать двигаться в новый поворот. Это означает, что сразу после блокировки вешки начните отводить руку в сторону для нанесения укола – лыжи доезжают поворот, корпус устремлен на новую вешку, укол – плоские лыжи, перекантовка – и вы уже в новом повороте. Правило № 8. Змейки, шпильки – шевелитесь! Пожалуй, наибольшие трудности для начинающего слаломиста представляют змейки и шпильки. Во-первых, это фигуры, требующие быстроты реакции, смены ритма движений, изменения радиуса поворотов. Но сложно не только это. Основной вопрос – что делать с руками, какую вешку какой рукой блокировать (отводить)? Почему это так важно? Потому, что то, какая рука блокирует вешку – это следствие того, как именно движется ваш корпус. Именно его траектория движения (а на трассах более высокого уровня и расстояние между воротами, а так же предполагаемая скорость спортсмена) будет определять то, на какую руку «ляжет» вешка. А значит, чтобы определить «когда какой рукой», надо разобраться с тем, как должен двигаться корпус при прохождении змеек и шпилек и насколько плотно стоят ворота – иными словами, есть ли время сменить руку? При этом основное правило – не ошибиться с тем, какой рукой блокировать последнюю, «выходную» вешку – чтобы правильно провести центр тяжести, чтобы войти в привычный режим работы рук.
Шпилька – фигура, состоящая из двух вертикальных ворот, а значит, меняющая линию спуска –
сдвигающая трассу в сторону:
В шпильке при блокировке вешек руки меняют в том случае, если расстояние между воротами довольно широкое, а скорость движения небольшая – тогда на смену рук есть время. В этом случае руки работают так же, как на всей трассе – поочередно блокируют вешки. На трассах более высокого уровня, когда расстояние между воротами небольшое, а скорость высокая – первые, «заходные», ворота шпильки отводят внутренней рукой, а последние, «выходные», блокируют внешней – чтобы дальше в привычном режиме работы рук продолжить спуск. Змейка – фигура, состоящая из трех и более ворот. Первая вешка, так называемая «заходная», требует смены руки. Если змейка состоит из трех ворот, дальнейшие отбиваются той же рукой, что и заходная вешка. Если змейка состоит из четырех ворот, на последних воротах происходит смена руки, как и в шпильке. При прохождении змеек и шпилек важно успеть отработать их одними ногами, исключая движения корпуса из стороны в сторону, ведь фактически при прохождении самих этих фигур, особенно змеек, траектория движения корпуса выглядит как прямая линия. Правило № 9. Свободное катание вне трассы никто не отменял. Начинающему в трассе сложно научиться каким-то техническим элементам, если только они, как, например, блокировка вешки, не относятся к специфике именно трассы. Поэтому все-таки основные движения нужно осваивать в свободном катании. Расширяйте диапазон своих движений, углов закантовки, радиусов поворотов вне трассы. Добивайтесь чистого резаного скольжения с большими углами закантовки, и уже освоив это в свободном катании, переносите в трассу.
Правило № 10. Смелее! Все когда-то начинали.
Не бойтесь, не смущайтесь, не паникуйте. Все получится – хотя никто и не обещал, что это будет
сразу.
Февраль 2010
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|