СТАТЬИ
О ТЕХНИКЕ ГОРНЫХ ЛЫЖ.
КОМАНДА VISIA.RU
ГОРНОЛЫЖНЫЕ КУРОРТЫ, СКЛОНЫ
КЛАССИФИКАЦИИ
О ПРОЕКТЕ

Выскажи свое мнение!
Где Вы собираетесь провести отдых на лыжах ?
  На российских горнолыжных курортах
  На горнолыжных курортах стран СНГ
  На европейских горнолыжных курортах
  На других горнолыжных курортах
  Я вообще провожу отпуск не в горах

( проголосовало 3467 человек )
График ответов
Посмотреть другие вопросы



Начинающему слаломисту. 10 простых правил.

П.Тугаринова

«Киса, я хочу вас спросить, как художник — художника: вы рисовать умеете?»

к/ф «Двенадцать стульев»

Я – такой же начинающий любитель походить по вешкам, как и вы. Сначала просто с удовольствием каталась на горных лыжах, затем возник первый интерес попробовать пройти трассу, потом – попытка сделать это и понимание, что получается не очень (то есть вообще ничего не получается!), а дальше – жгучее желание научиться и тренировки, тренировки, тренировки. Сейчас что-то получается, что-то не очень, но я не останавливаюсь и иду вперед, пусть и небольшими шажками. И, конечно же, надеюсь, что мой опыт может быть полезен тем, кто, как и я когда-то, делает первые шаги в приручении вешек.

Итак, у вас есть щитки на голени, защита на палках, дуга на шлем и огромное желание попробовать пройти по трассе, но вы не знаете, с чего начать. Надеюсь, что данная статья поможет вам в первых шагах на трассе слалома.

Правило № 1 . О траектории.

По большому счету, цель на трассе – повернуть там, где надо, как надо и при этом с наименьшими потерями скорости. «Где надо» – это оптимальная траектория движения вас и ваших лыж на трассе. «Как надо» – это действия, которые необходимо вам выполнить в определенный момент времени с определенной интенсивностью, чтобы проехать по задуманному пути. «Наименьшие потери скорости» – это чистота скольжения при правильной траектории движения вас и ваших лыж. Но начинать надо с понимания того, что означает «правильная траектория». Об остальном – позже.

Правильная траектория – это тот путь, который должны проделать вы и ваши лыжи, чтобы проехать по оптимальному и наиболее быстрому в данных условиях пути. Где перекантовка, где вершина поворота (когда носки лыж смотрят вниз по склону), как выйти из поворота после вешки – «выше» или «ниже», насколько сильно «запустить лыжи вбок» после вешки – все это и есть правильная траектория. И хотя оптимальная траектория, конечно же, определяется тем, как именно расставлены вешки (т.н. конфигурацией трассы), а также вашим опытом, ключевыми точками траектории являются не вешки.

Итак, что важно знать?

  • Смена поворота должна происходить никак не ниже середины расстояния между пройденной вешкой и последующей, а точнее, в неком диапазоне между серединой расстояния и верхней третью. Если позже – опоздание в новый поворот обеспечено: Траектория, слалом
    В любом случае, старайтесь как можно раньше начать новый поворот, тогда, возможно, и получиться сделать это вовремя.

  • Чем круче склон или более закрытый поворот, тем большая его часть происходит выше вешки. В отлогих поворотах основная часть дуги совершается чуть выше уровня вешки или даже на ее уровне, и блокировка вешки происходит ближе к середине поворота. В закрытых поворотах или в поворотах на крутом склоне очень важно совершить основную часть поворота выше вешки, и, следовательно, блокировка вешки осуществляется в завершающей части дуги. Это означает, что в момент блокировки вешки в закрытом повороте или повороте на крутом склоне носки лыж смотрят уже не вниз по склону, а вбок, в сторону следующего флага, как на схеме и фото ниже:

    Траектория, слалом

  • При перекантовке плечи смотрят на следующую вешку, а носки лыж выше вешки по склону, немного в сторону. Иными словами, нельзя направлять лыжи прямо на вешку, нужно, как говорят, «заходить выше»:

    Траектория, слалом

    Что делать дальше?

    Проехать по трассе в режиме просмотра раз, другой, третий, … - столько, сколько потребуется! Просматривая трассу, мысленно обозначать для себя моменты перекантовки – помнить, что при этом носки лыж должны смотреть не на вешку, а выше нее и даже выше вершины поворота. Отметить вершины поворотов, т.е. тех моментов, когда носки лыж смотрят вниз по склону – еще раз повторим, что это выше вешки! Отследить сильно закрытые повороты – там нужно выйти из поворота «повыше». Обратить внимание на то, где начинается переход на пологое, или стоят более открытые повороты (как правило, перед финишем), значит, траекторию можно и нужно спрямить. Обязательно запомнить расположение змеек/шпилек (например, можно так – змейка после пятой синей вешки) и других ключевых моментов трассы (ямы, льдистые участки).

    И вот прошло какое-то время, и вы уже более-менее свободно чувствуете себя на трассе – что потом? Уплотнение траектории движения, спрямленный вход в поворот, уменьшение того расстояния, по которому едут лыжи и так далее. Но это – для мастеров, так что точно потом!

Правило № 2. О чистоте скольжения и о том, где надо сбрасывать, если надо сбросить.

Траектория движения понятна, и следующий шаг – понимание того, что чем меньше будет проскальзывания в повороте, тем быстрее вы проедете трассу. Разница на склоне средней крутизны длинной, предположим, 400 метров, на несложной любительской трассе может достигать 7-10 секунд. А значит, нужно стараться как можно большую часть поворота ехать на кантах, резать, чисто сопрягать дуги. Именно чистое скольжение на кантах – цель, к которой надо стремиться начинающему слаломисту, чтобы пройти трассу быстрее.

Тем не менее, иногда чисто проехать не удается и приходится сбрасывать скорость, давая пяткам лыж проскальзывать. Как это сделать, чтобы все-таки пройти трассу с наименьшими в данных условиях потерями скорости?

  • Сбрасывать скорость нужно в начале поворота, до момента контакта с вешкой. От линии ската и ниже, до момента смены поворота, лучше проходить чисто, на кантах – в общем и целом так получится быстрее, а вероятность того, что после вешки вас стащит вниз, станет гораздо меньше.

  • Оказавшись на склоне с равномерным уклоном, без выполаживаний и перегибов, и предполагая, что всю трассу вы пройти чистыми сопряженными поворотами не сможете, а значит, чтобы не вылететь с трассы, скорость сбросить придется в любом случае, лучше сделайте это раньше, в начале трассы, что потом «отпустить» себя. Если сделать наоборот – сверху разогнаться, а потом в середине сбросить скорость, есть вероятность того, что опять разогнаться не получится.

  • Если на трассе есть крутой участок, и вы точно знаете, что чисто на кантах его не пройдете, сбрасывайте скорость перед выходом на крутой участок.

  • Выход на пологое – если чувствуете, что не справляетесь со скоростью, сбрасывайте ее минимум за поворот до начала пологого участка, а сам пологий участок идите на пределе скорости.

  • Змейки, шпильки – сбрасывайте скорость на последних воротах перед ними, чтобы в сами комбинации входить чисто, на кантах.

Правило № 3. Вешка – не для того, чтобы бить.

Больше всего начинающему слаломисту мешает именно чрезмерная фиксация внимания на вешке. И хотя момент прохождения флага – наиболее активная часть поворота, в тоже время вешка сама по себе не требует никаких специальных действий, кроме как поставить руку для ее блокировки. При правильной траектории и сделанных вовремя действиях вешка сама окажется на вашем пути. И тем не менее, о некоторых моментах нужно упомянуть:

  • Подъезжая к вешке, выведите согнутую в локте руку движением снизу вверх и вперед примерно до уровня плеча – дальше при правильном заходе вешка придет под защиту палки сама. Если поднимать руку выше, скорее всего вас откинет назад, а значит, контроль над лыжами будет потерян. Так же не надо отталкивать или, как это называют, «боксировать» вешку – рука не должна сильно разгибаться в локтевом суставе, так как в этом случае плечи будут направлены по движению руки, а не на следующую вешку, а значит, выход из поворота затянется (подробнее в правиле № 5).

  • После того, как смена поворота произошла, не смотрите на вешку, как бы она не притягивала ваш взгляд. Если вы будете продолжать смотреть на вешку вплоть до момента ее блокировки, вы почти наверняка выйдите из поворота слишком низко и опоздаете в следующий поворот. Смотрите в так называемый «коридор» между вешками, а еще лучше – чуть выше того места, где в идеале должна произойти следующая смена поворота, вешку же вы будете видеть боковым зрением:

    Траектория, слалом

  • Не отклоняйтесь на вешке назад – этим вы увеличиваете давление на пятки лыж и уменьшаете контроль за поведением лыж – лыжи начнут ехать быстрее и по более спрямленной траектории, что в данный момент не только не нужно, но и вредно – вы гарантированно опоздаете в следующий поворот. Следите за тем, чтобы в момент блокировки вешки быть в передней стойке (ощущать голенями языки ботинок, чувствовать переднюю часть стопы). Это позволит управлять лыжами и завершить дугу.

  • Чтобы обеспечить наиболее короткий, а значит, и более быстрый, путь прохождения трассы, центр тяжести лыжника идет внутри коридора из вешек, в то время как лыжи объезжают вешки снаружи. В момент прохождения вешки углы закантовки лыж могут достигать 70-80 градусов, а ЦТ лыжника быть сильно вынесенным за лыжи. Это приводит к тому, что вешку удобнее блокировать внешней по отношению к повороту рукой – этот прием получил название перекрестной блокировки. Но, тем не менее, блокировка вешек внешней рукой – не самоцель и оправдана только в случае, если вы вошли в поворот вовремя, идете близко к вешке и при этом ваши лыжи закантованы настолько, что вешка приходится не выше уровня колена внутренней ноги. Опоздали в поворот, прошли далеко от вешки, стояли над лыжами, вешка приходится на уровень бедра – не тянитесь к ней внешней рукой, уберите ее (отведите) внутренней рукой или просто увернитесь от вешки. В этом случае потери будут меньшие, чем при попытке сделать перекрестную блокировку, которая в этих условиях неизбежно приведет к вращению корпуса, срыву дуги, потери скорости и опозданию в следующий поворот.

    Траектория, слалом

  • При старте на пологих склонах первая вешка отбивается (отводится) внутренней рукой, на крутых склонах – внешней рукой, то есть используется перекрестная блокировка, так как на крутых склонах благодаря скорости в момент блокировки вешки созданы уже условия для ухода корпуса внутрь поворота.

Правило № 4. Лыжи снаружи, тело – внутри. Или о том, что надо сгибать и разгибать ноги и делать это вовремя.

Если смотреть прохождение спортсменами трасс слалома, то видно, что в момент контакта с вешкой почти весь корпус лыжника находится внутри т.н. коридора из вешек:

Траектория, слалом

Это означает, что лыжи движутся по одной, более широкой траектории, а корпус, центр тяжести лыжника (ЦТ) по другой – лыжи объезжают вокруг вешек, а корпус движется внутри, в т.н. коридоре вешек.

Зачем это нужно? Во-первых, для того, чтобы путь, пройденный ЦТ лыжника, был короче, а значит, быстрее. И, во-вторых, чтобы создать большие углы закантовки лыж и заставить их ехать не по заложенному в них радиусу, а повернуть круче. Если изобразить схематично траектории движения ЦТ лыжника и его лыж, то это будет выглядеть примерно так:

Траектория, слалом

Как этого достичь? Важное уточнение – то, с какой амплитудой, в какой момент времени и с какой скоростью вы будете делать перечисленные ниже технические приемы, сильно зависит от конфигурации трассы, скорости и того, как именно вы прошли предыдущие ворота. Но, в общем и целом, принципы следующие.

Помните, что между поворотами ноги должны быть согнуты таким образом, чтобы между голенью (часть ноги от пятки до колена) и бедром (часть ноги от колена до тела) был почти прямой угол, примерно как на этом фото:

Траектория, слалом

Из этого положения начинается новый поворот – внешняя нога распрямляется, корпус при этом идет не вверх над лыжами, а уходит внутрь поворота, вперед и вниз по склону. Поскольку внутренняя нога, одновременно с распрямлением внешней ноги, тоже немного распрямляется, как только внешняя почти полностью распрямилась, начинайте сгибать внутреннюю ногу (следите за распределением веса по лыжам, не завалитесь на внутреннюю лыжу!). Это самая активная часть поворота – угол закантовки лыж стремительно увеличивается, давление лыж на склон тоже, радиус дуги, по которому едут лыжи, уменьшается. И непосредственно перед самим моментом блокировки вешки (или как раз в момент блокировки вешки – зависит от конфигурации трассы), а он как раз и происходит в завершающей части активной фазы поворота, внешняя нога почти полностью распрямлена и удерживается «жесткой», а внутренняя нога – согнута настолько, насколько возможно.

И тут же начинайте слитным движением коленей вперед и к склону заводить лыжи круче за вешку, удерживая плечи, смотрящими на следующую вешку (см. рис. 2). А поскольку внутренняя лыжа едет выше по склону и по меньшему радиусу, то после прохождения вешки, особенно в закрытых поворотах, внутренняя лыжа оказывается впереди внешней. А значит следующий шаг – сгибание внешней ноги (внутренняя и так сильно согнута) с одновременным подведением ее к внутренней, таким образом, чтобы к концу поворота и моменту двух раскантованных лыж опять оказаться в положении двух сильно согнутых ног:

Траектория, слалом

И еще несколько важных аспектов про внешнюю ногу:

  • Внешняя нога не должна распрямляться слишком быстро или слишком медленно, слишком рано или слишком поздно – окончание этого движения должно приходиться на момент чуть выше линии ската. Соответственно выпрямляйте ее согласно необходимому радиусу поворота, а так же вашей скорости.

  • Внешняя нога, с одной стороны, должна быть жесткой в момент прохождения линии ската – чтобы обеспечить сохранение расстояния от ЦТ лыжника до его лыж и создания необходимых углов закантовки. А с другой стороны, достаточно «мягкой», чтобы амортизировать неровности покрытия на трассе.

  • Старайтесь большую часть веса и давления держать на внешней лыже весь поворот, не забывая при этом и про внутреннюю ногу (см. правило № 6). Следите за тем, чтобы не потерять давление на внешней лыже и после линии ската – в противном случае она может «сползти» вниз по склону, как на фото ниже:

Траектория, слалом

Правило № 5. После вешки – лыжи вбок, а корпус вниз.

Если после прохождения вешки лыжи продолжают доезжать дугу, то корпус уже должен устремляться в новый поворот. Это означает, что начиная с момента блокировки вешки нельзя давать корпусу ехать за лыжами – удерживайте корпус смотрящим в направлении следующего поворота, следите за тем, чтобы, начиная с этого момента, плечи были направлены не туда же, куда и носки лыж, а в сторону вершины следующего поворота:

Траектория, слалом

Кроме этого, после прохождения вешки нельзя оставаться наклоненным внутрь поворота – на жестком покрытии и при увеличении скорости это приведет к «стаскиванию» вниз и опозданию в следующий поворот. Сгибайте внешнюю ногу (внутренняя и так должна быть сильно согнута), удерживайте плечи в нужном направлении и если все сделаете правильно и во время, то получится примерно то, что на рис.8.

Правило № 6. Внутренняя лыжа – не забывайте про нее.

Несмотря на то, что в активной части поворота основная часть веса и давления приходится на внешнюю лыжу, работа внутренней ноги играет большую роль в завершающей части поворота, от линии ската и до выхода из поворота. Внутренняя лыжа, находясь выше по склону, идет по меньшему, чем внешняя лыжа, радиусу. Поэтому во многом именно работа внутренней ноги позволяет лыжам зайти круче под вешку и создать условия, чтобы сразу же после блокировки вешки корпус ушел в новый поворот.

Это означает, что нужно активнее работать внутренней лыжей – следите за тем, чтобы она не шла плоской, а была так же закантована. Непосредственно перед атакой вешки подайте голень внутренней ноги слитным движением вперед и к склону, встречайте вешку сначала палкой внешней руки и сразу же – щитком внутренней ноги. При этом следите, чтобы не «завалиться» на внутреннюю лыжу, не «подсесть» на нее, не «потерять» внешнюю, опорную лыжу (см. рис. 10).

Правило № 7. Помните об уколах или удар щитка о вешку – сигнал начала укола палкой.

Помните об уколах палками – это поможет корпусу стабилизироваться, поймать ритм трассы, успеть в поворот, если начинаете «опаздывать». Фактически выведение внешней руки для блокировки вешки сразу же после прохождения вешки переходит в укол, помогая корпусу выходить из уже завершающегося поворота и начинать двигаться в новый поворот.

Это означает, что сразу после блокировки вешки начните отводить руку в сторону для нанесения укола – лыжи доезжают поворот, корпус устремлен на новую вешку, укол – плоские лыжи, перекантовка – и вы уже в новом повороте.

Правило № 8. Змейки, шпильки – шевелитесь!

Пожалуй, наибольшие трудности для начинающего слаломиста представляют змейки и шпильки. Во-первых, это фигуры, требующие быстроты реакции, смены ритма движений, изменения радиуса поворотов. Но сложно не только это. Основной вопрос – что делать с руками, какую вешку какой рукой блокировать (отводить)?

Почему это так важно? Потому, что то, какая рука блокирует вешку – это следствие того, как именно движется ваш корпус. Именно его траектория движения (а на трассах более высокого уровня и расстояние между воротами, а так же предполагаемая скорость спортсмена) будет определять то, на какую руку «ляжет» вешка. А значит, чтобы определить «когда какой рукой», надо разобраться с тем, как должен двигаться корпус при прохождении змеек и шпилек и насколько плотно стоят ворота – иными словами, есть ли время сменить руку? При этом основное правило – не ошибиться с тем, какой рукой блокировать последнюю, «выходную» вешку – чтобы правильно провести центр тяжести, чтобы войти в привычный режим работы рук.

Шпилька – фигура, состоящая из двух вертикальных ворот, а значит, меняющая линию спуска – сдвигающая трассу в сторону:

Траектория, слалом

В шпильке при блокировке вешек руки меняют в том случае, если расстояние между воротами довольно широкое, а скорость движения небольшая – тогда на смену рук есть время. В этом случае руки работают так же, как на всей трассе – поочередно блокируют вешки. На трассах более высокого уровня, когда расстояние между воротами небольшое, а скорость высокая – первые, «заходные», ворота шпильки отводят внутренней рукой, а последние, «выходные», блокируют внешней – чтобы дальше в привычном режиме работы рук продолжить спуск.

Змейка – фигура, состоящая из трех и более ворот. Первая вешка, так называемая «заходная», требует смены руки. Если змейка состоит из трех ворот, дальнейшие отбиваются той же рукой, что и заходная вешка. Если змейка состоит из четырех ворот, на последних воротах происходит смена руки, как и в шпильке.

При прохождении змеек и шпилек важно успеть отработать их одними ногами, исключая движения корпуса из стороны в сторону, ведь фактически при прохождении самих этих фигур, особенно змеек, траектория движения корпуса выглядит как прямая линия.

Правило № 9. Свободное катание вне трассы никто не отменял.

Начинающему в трассе сложно научиться каким-то техническим элементам, если только они, как, например, блокировка вешки, не относятся к специфике именно трассы. Поэтому все-таки основные движения нужно осваивать в свободном катании. Расширяйте диапазон своих движений, углов закантовки, радиусов поворотов вне трассы. Добивайтесь чистого резаного скольжения с большими углами закантовки, и уже освоив это в свободном катании, переносите в трассу.



Ну и напоследок, главное правило.

Правило № 10. Смелее! Все когда-то начинали.

Не бойтесь, не смущайтесь, не паникуйте. Все получится – хотя никто и не обещал, что это будет сразу.


Так что вперед, к победам!

Февраль 2010


ССЫЛКИ









Одежда для горных  лыж и сноуборда

Copyright © 2004-2024, VISIA
По всем вопросам обращайтесь по e-mail: admin@visia.ru Rambler's Top100 Skinet