24 декабря 2004
Автор:
Стрижов Е.
Единство и борьба в заголовке – это не единство и борьба противоположностей. Речь идет об основных принципах, заложенных в двух типах горнолыжной техники. Той, которую принято называть классической, и той, которую принято называть современной или карвинговой.
При этом надо отдавать себе отчет, что и та и другая базируются на одних и тех же законах механики, и с точки зрения физики поворота мало что изменилось.
Так почему же различия двух типов техники порой кажутся столь разительными.
Разгадка лежит в области эффективности использования сил природы, благодаря которым мы и можем совершать наши головокружительные спуски.
На рисунке ниже показаны три диаграммы, характерные для обоих типов техники.
Верхняя (синия) - это траектория нашего поворота. Предполагается, что лыжник движется слева – направо.
Три вертикальные лини определяют характерные точки поворота. Крайние - точки пересечения линии траверса. Средняя - линию ската (или спада воды). Т.е., в точке пересечения линии траектории поворота и вертикальной линии (линии ската) лыжи направлены по линии ската.
Вторая диаграмма определяет характер изменения расстояния между нашим центром масс и поверхностью склона (красная) или плоскостью внешней лыжи (зеленая) для классического поворота.
Третья диаграмма определяет те же расстояния, но для современного резаного динамического поворота.
Следует сразу отметить:
- мы рассматриваем вариант, когда наши лыжи всегда находятся в контакте со снегом (не важно, загружены они или нет). Именно поэтому в точке пересечения траверса обе кривые будут совпадать.
- Поскольку, в любом случае, наши лыжи движутся по внешней траектории относительно центра масс, то зеленая линия всегда будет лежать выше красной для всех точек, кроме тех, где они совпадают,
Собственно говоря, уже их этих диаграмм видно принципиальное различие.
Классический стиль характеризуется двумя зонами I и II. В зоне I, на диаграмме «Зона борьбы с силой тяжести», лыжник, в моменты разгибания, преодолевает действие силы тяжести, причем во многом за счет собственных мышечных усилий, поднимая центр масс вверх. В зоне II, на диаграмме «Зона борьбы с импульсом центра масс», лыжник вынужден поглощать импульс, приобретенный в зоне I, также во многом за счет собственных усилий, плавно сгибая ноги в этой фазе дуги поворота.
В современных динамических поворотах, наоборот, мы используем те силы и импульсы, против которых так отчаянно боролись выше. В зоне III, на диаграмме «Зона единства с силой тяжести», движение центра масс лыжника, совпадает с направлением действия силы тяжести, тем самым, приобретая дополнительный импульс. В зоне IV, на диаграмме «Зона единства с импульсом», импульс лыжника, позволяет не только пронести центр масс над траекторией лыж, но и поднять его над поверхностью склона на необходимую величину.
Таким образом, принципиальное различие заключается в одном. Классический стиль, в большей степени, вынуждал нас совершать работу против сил природы, действующих на лыжника, в то время как стиль динамического катания, построен на использовании этих сил.
На кинограмме ниже красной линией показана траектория центра масс лыжника. Из диаграммы видно, что благодаря динамическим силам, лыжник изменяет траекторию движения центра масс не только в горизонтальной, но и вертикальной плоскости, регулируя эту величину началом и степенью сгибания внешней к повороту ноги. (кадры 1, 2, 3, 4).
И в заключение. В какой степени, классические и современные лыжи могут определять тот или иной стиль катания. По большому счету, и те и другие допускают использование любого из этих динамических принципов. Лыжи, являются только инструментом, позволяющим делать это. А любой инструмент лучше применять по назначению. Хотя и маленьким молотком можно забить большой гвоздь.
P.S. Кинограмма позаимствована с сайта www.youcanski.com
Всего комментариев: 0.