Стандартизация или индивидуализация обучения?
По европейской статистике в работе коммерческих горнолыжных школ занятия с группами занимают от 60 до 80%
от общего числа обучающихся. Поэтому известный педагогический принцип стандартного, общего для всех подхода
является незыблемым. Этот подход реализуется через единую программу, которая должна отвечать всем требованиям
современной техники катания на лыжах, а также всевозможным запросам и потребностям туриста-клиента.
Программа, верно говорят, не догма, а руководство к действию. Да, это так. Без программы, обобщающей
рациональные основы коллективной педагогической практики, невозможно групповое обучение. Программа
обучения – это также отправной пункт инструктора для индивидуального подхода к ученикам.
Как и в других областях образования, программа не может меняться каждый год. Она по сути своей инертна и в
принципе должна оставаться таковой. Во-первых, потому, что невозможно в одночасье переучить, перепрограммировать
всех инструкторов – велика Россия. Во-вторых, программа включает только основные принципиальные технические
приемы и методический стержень. В-третьих, новинки должны пройти испытание временем, найти свое логическое
место в строю методической школы.
Можно приводить положительные примеры того, как правильно, творчески активно в конкретных случаях поступает
на склоне инструктор, который «сжигает» этапы, меняет последовательность упражений, как бы отходя от канонов,
вроде бы нарушая и ломая методику. Например, он может предложить способному ученику прямой путь к параллельным
лыжам, минуя плуг. Официальная методика этого не отвергает, а поощряет, если инструктор, верно учитывает
обстоятельства.
Рассмотрению разных вариантов индивидуального подхода к ученику и посвящена настоящая статья.
Разнообразие горнолыжной техники
Велико многообразие приемов горнолыжной техники. Но спрашивается: обязательно ли каждому ученику владеть всем
известным техническим арсеналом, всеми разделами учебной программы? Наверное, желательно. Но не всем доступно
сразу, хотя и надо стремиться к разнообразию личной техники – залогу универсализма и мастерства. Задача
инструктора-педагога: выбрать из программы ту последовательность упражнений и приемов, которые отвечают
амбициям-устремлениям ученика (опции: фрирайд, карвинг, спорт и пр.) и его способностям.
Выбор индивидуальной цели может быть разным. Например: а) надежность и простота; б) техничность и элегантность;
в) целина и фрирайд (глубокий снег, бугры, ски-экстрим); г) карвинг и скорость; д) спортивное мастерство.
На рисунке изображено дерево целей обучения горнолыжной технике, основные элементы которой расположены вдоль
ствола и поднимаются по ветвям снизу-вверх соответственно классам-этапам обучения. Кроны дерева отражают
разные целевые установки по разделению на типы лыжников, наиболее распространенных в практике: осторожные,
техничные (или «стилисты»), динамичные, спортивные, карвинг, дети. Названия условны. Например, термин
«техничные-стилисты» обозначает тех, кто любит «чистоту» стиля, среднюю скорость и избегает лишнего риска.
Под листвой крон даются уточнения формулировок в виде отдельных видов катания и целевых технических приемов.
Выбор персональной стратегии обучения
Траектория восхождения к поставленной цели проходит по стволу и ветвям, определяя последовательность приемов,
необходимых для ее достижения. Таким образом выстраивается система ориентированного обучения горнолыжника, в
которой избегается отработка программных приемов, несвойственных (иногда вредных) для той или иной цели.
На схеме, например, легко увидеть, что для спортивного обучения акцент ставится на резаную технику, а техника
классического поворота на параллельных лыжах ему противопоказана. Дети также после освоения естественного для
них шага-поворота легко переходят на резаные повороты на параллельных лыжах карвинг. А для любителей свободного
катания (фрирайд, глубокий снег) нет необходимости изучать карвинг и коньковый поворот. И др.
На схеме разделены два фундаментальных подхода-подпрограммы: две половины дерева. Левая – это классическая
методика обучения (повороты на параллельных лыжах), эффективная в условиях российских баз с многообразием
плохо подготавливаемых склонов, трасс, целинного снега и особенно популярного свободного катания фрирайд. И
правая – современная карвинг школа резаных поворотов, лежащих в основе спортивной техники, и наиболее
эффективная на хорошо раскатанных европейских трассах.
Для наглядности внутри ствола дерева цветными стрелами указаны «стратегические» направления для разных опций,
которые помогают определить основные последовательные учебные задачи.
Примеры. «Осторожные» лыжники: плуг, поворот соскальзыванием, поворот из упора. «Техничные»: шаг-поворот,
соскальзывания, поворот на параллельных лыжах, годиль. «Динамичные»: повороты на параллельных лыжах,
сгибание-разгибание, толчковые повороты, подхлест, годиль-торможение. «Дети»: поворот соскальзыванием,
шаг-поворот, элементы слалома. «Карвинг»: переступания, карвинг-плуг, шаг-поворот, гирлянда, резаное скольжение,
ангуляция (угловое положение), коньковый поворот, карвинг-повороты, подхлест. «Спортивные»: шаг-поворот,
ангуляция, резаное скольжение, карвинг, коньковый поворот, подхлест, бракаж, авальман, антиципация (опережающий нырок).
Следует заметить, что всякая попытка более подробной детализации технических приемов и упражнений здесь, в этой
общей схеме вариантов программирования индивидуального обучения была бы неправильной ввиду обязательности учета
личных качеств обучаемого, что само по себе в принципе представляет большое многообразие. И более того,
разделение всех лыжников на перечисленные категории по опциям является условным в том смысле, что на практике
существует множество промежуточных персонализированных вариантов, которые отвечают требованиям личной
рациональной техники катания.
Плуг умер – да здравствует плуг!
На примере вечного спора о том, нужно ли обучать плугу, следует отметить важность сохранения многообразия
технических средств в программе обучения. Сколько существует в горных лыжах обучение (уже более ста лет!),
столько и продолжаются споры о целесообразности плуга. До сих пор он остается в программе всех без исключения школ.
Действительно, скованное положение лыжника в плуге не способствует освоению скольжения – главному качеству лыжника.
К тому же применение его допустимо только на пологих склонах.
Вот контраргументы в защиту плуга:
Это - простейшие спуски для слабых физически, боязливых и пожилых клиентов. Другая категория начинающих
лыжников так называемые ВИПы. Клиенты часто приезжают в горы всего на 2-3 дня и травмы допустить никак нельзя
(с учетом предстоящих у них деловых встреч и т.п.). То есть безопасность должна быть абсолютной.
В некоторых случаях, на ровной площадке среди людей, в очереди у подъемника плуг – единственный прием.
Современный плуг в методике – это уже не тормозящий, а скользящий плуг. Замечено, что для детей плуг –
инстинктивно правильное устойчивое и безопасное положение.
Наконец, новый карвинг-плуг позволяет начинающему лыжнику ощутить первые навыки резаного скольжения.
Движения в плуге становятся более естественными и выполняются с меньшим усилием.
Музыку, известно, заказывает клиент. Задача лыжного учителя разложить все по нотам, индивидуально так,
чтобы ученик встал на лыжи быстрее и без травм, получил бы максимум радости. Только так можно сохранить
клиента и привлекать новых.
|